Чудес не бывает.
Читала пост в дивовском ЖЖ - про коллекцию Ростроповича-Вишневской. И меня там очень впечатлили строки о картине Репина "Большевики". Возможно, и вам будет интересно:
"Судя по всему, Репин выплеснул в нее накопившуюся злость – и поставил в угол, где картина потом стояла, в трубочку свернутая. По одним данным, она относится к 1917 году, по другим к 1918-му. Называется «Большевики». Чтобы вы представляли, о чем это, сообщаю второе название картины: «Красноармеец, отнимающий хлеб у ребенка». Могла бы служить отличной иллюстрацией к «Окаянным дням» Бунина." (с, Дивов.)
А вот и сама картина:
Илья Репин, "Большевики (Красноармеец, отнимаюший хлеб у ребёнка)"
взято отсюда
Неправда ли, впечатляет?
"Судя по всему, Репин выплеснул в нее накопившуюся злость – и поставил в угол, где картина потом стояла, в трубочку свернутая. По одним данным, она относится к 1917 году, по другим к 1918-му. Называется «Большевики». Чтобы вы представляли, о чем это, сообщаю второе название картины: «Красноармеец, отнимающий хлеб у ребенка». Могла бы служить отличной иллюстрацией к «Окаянным дням» Бунина." (с, Дивов.)
А вот и сама картина:
Илья Репин, "Большевики (Красноармеец, отнимаюший хлеб у ребёнка)"
взято отсюда
Неправда ли, впечатляет?
А с датировкой еще интересней. Если это 1917 год, то красноармейца еще не могло быть по определению (создана Красная Армия была в 1918 году).
ИМХО тут непроработанная жанровая базарная сценка. Неприятная. Соответствующая эпохе и вкусам Дивова, но это все, что можно сказать, исходя из картины. Остальное - ИМХО в головах трактователей.
Для сравнения возьмем картины, посвященные Варфоломеевской ночи, которые я выкладывала 22 августа. Там налицо и символика, и образ, так сказать, в развитии. Подготовился. Пришил крест. Пошел убивать.
только откуда видно, что это красноармеец? А не дезертир или солдатик, прихвативший воришку, залезшего в полковой котел или его котомку?
Ннну - это же авторское название, разве нет? Автор картины - жил в ту же эпоху. 17-18 год, дата написания картины. И уж наверное получше нас с вами знал, каковы были нравы - и красноармейцев в том числе.
А ты что, действительно полагаешь, что все красноармейцы (о.к - красногвардейцы, до создания Кр. А.) были рыцарями без страха и упрёка??? Безотносительно того, как сейчас модно трактовать - во все времена, а особенно в смутные, всяческое дерьмо и ублюдки норовили встать на сторону "победителей" - тех, кто у власти. И, полагаю, среди революционных солдат и матросов - мерзавцев и сволочей хватало.
равно как и доказательств авторства создателя "Бурлаков", "Отказа от исповеди" и "Заседания Госдарственного Совета" и "Воскрешения дочери Иаира" я не вижу.
Что значит - не видишь?
Ты полагаешь, что на аукционе Сотби сидят полные лохи - и они не проверили, действительно ли это Репин?
Название "Красноармеец..." наверняка более позднее, оригинальное, если и есть на обороте холста и я тоже не уверена, что там есть слово "Большевики". А кроме того, я не уверена, что если оно и есть, то написано самим Ильей Ефимовичем. Манера Репина очень разная от работы к работе, и от времени ко времени, и по столь крохотному изображению трудно что-то сказать, но не похоже это просто удивительно как. Если это кусочек, то здорово обрезано, и потом мне кажется, что это эскиз, а не законченая работа. И для Репина ну очень слабо, не смотря на брейгелевские намеки. Живописно слабо.
Если выше и Репин, то политика ему точно не на пользу была. В то же время он пишет портреты и это действительно чудесные вещи.
Кстати, если сюда заглянет Рысь, то Репин один из самых ярких антипримеров "сытый художник не художник". Репин был вполне состоятелен до революции, а как раз в 18 году потерял все свое состояние.
На аукционе Сотби не полные лохи, хотя мне тут супруг подсказывает, что позоры с атрибуцией и скандалы у Сотби были, а этой работой сам художник вряд ли гордился бы.
Если выше и Репин, то политика ему точно не на пользу была.
Нет, вот ты что, действительно полагаешь, что Вишневская и эксперты Сотби обманывают нас, говоря, что это Репин?
Так просто кидают, пытаясь срубить побольше деньжат?
"сытый художник не художник".
Я вообще считаю, что это не так - ведь никто не знает, сколько и каких полотен написали бы те художники, кто получил признание только после смерти - если бы были лучше обеспечены в жизни.
При чем тут Вишневская и эксперты с обманом, они и сами могут ошибаться - это раз, во-вторых, это может быть работа Репина, но самое главное не это, а то, что это очень слабая работа с точки зрения живописи. Просто злая карикатура. При том, что ничего характерно большевицкого в главном герое нет, а вот то, что одна из поздних работ Репина называлась или "Торжество быдла" или как-то так, это да. Репин очень не любил большевиков и никогда этого не скрывал, его очень звали в Россию, в том числе и официально, но что-что, а дураком он не был и предпочел умереть в Финляндии, хотя наверняка в России ему жилось бы сытнее.
Репин очень не любил большевиков и никогда этого не скрывал
И правильно.
Про силу живописи я и не говорю, к тому же мне такая манера письма просто не нравится - но что-то в этой картине есть... Несмотря ни на что, настроение эта картина создаёт и еще как! И именно то, которого добивался хдожник (учитывая его нелюбовь к большевикам)
А где Крым и где Рим?
Красноармейцы, как и белогвардейцы, и махновцы бывали всякими, но какое отношение сия сентенция имеет к конкретной жанровой сцене, приписываемой конкретно Репину?
На САМОЙ картине не видно никаких отсылов к партийной принадлежности изображенных фигурантов. В 1917 году красноармейцев, как таковых не существовало. Если это красногвардейцы при исполнении, и художник хотел это подчеркнуть, то имелись бы соответствующие атрибуты. Их нет. Как нет никаких других атрибутов вроде погон и кокард, что очень смахивает на дезертиров, рванувших сфронта по домам.
Кстати, отряды КРАСНОГВАРДЕЙЦЕВ, хоть и появились в марте 1917, формировались из РАБОЧИХ, а не из оставивших фронт солдат и их представители выглядели совершенно иначе. Художник, живший и работавший в то время, не мог этого не знать.
Но тут есть еще одна заковыка. Репин в это время жил и работал в своем имении в Финляндии.
Совет Народных Комиссаров РСФСР 18 (31) декабря 1917 в соответствии с ленинской национальной политикой признал независимость Ф.; 22 декабря 1917 (4 января 1918) постановление СНК было утверждено ВЦИК. Репин по факту оказался за границей, где и умер в 1930 году. Так что поглядеть на сформированную позднее Красную Армию в действии он не мог.
Так что, увы...
Без подписи же изображенная ситуация выглядит вполне понятно и логично. Здоровенный, деревенского вида солдат без знаков различия в толпе, где изрядный процент составляют такие же солдаты, отнимает буханку хлеба у оборванного мальчишки. Можно домыслить, что цельная буханка у оборванца в толпе скорее всего им сперта. Возможно, чтоб накормить голодную семью., а может, и нет.
И все. Остальное - в голове у трактователей. О качестве эскиза и манере Репина Ягодка уже сказала. Я не специалист, но ИМХО на его известные мне картины и эскизы не очень смахивает.
ЗЫ. И я не сомневаюсь, что есть хорошие картины на темы большевитских зверств. И плохие картины на тему большевистских зверств. Равно, как и белогвардейских. Но конкретно эта ИМХО не более, чем базарная зарисовка на тему 1917 - 1918 года, где ничего экслюзивно красного не просматривается. А Репин это или не Репин... Это пусть искусствоведы решают.
логично рассуждаешь. Я полагала, что это - авторское название. И хотела сказать только, что задачу , которую художник, возможно, перед собой ставил (донести своё настроение до публики) - он выполнил.
Репин писал левой не намного хуже чем правой. Если вообще хуже. Смотрим
Манера поменялась, стала шире и небрежней, но это не удивительно и с точки зрения времени.
Портреты 16 года.
Лучше по ссылке. www.24digital.com/repin/gallery_2.html
или еще лучше здесь:
www.picture.art-catalog.ru/gallery.php?start=27...
И тем ни менее, ни они, ни эскиз выше уже ничего не прибавляют к творчеству художника.
Вот именно. Причем обратите внимание, что справа стоит дама в манто, с муфтой и в шляпе с перьями, то есть это явно не в деревне у крестьян реквизируют. И у "большевика" такой вид, что, в общем-то дамы он побаивается, во всяком случае, не игнорирует. Мужик сзади в черном - скорее всего, дворник. Если бы автор (кто бы он ни был) хотел показать именно "большевика", непонятно, почему нет ни красных знамен, ни хотя бы кокард или повязок, что ли. Иллюстрация к "Окаянным дням" - конечно, так и есть, именно портрет эдакого злобного быдла. С художественной точки зрения - действительно не очень, особенно ребёнок плохо нарисован.
В общем, Вишневской удачно расторговаться (особенно раз у нее такого много, как там говорят), но я бы лично, на месте тех, у кого есть деньги, не купила бы
И - Репин в ту пору действительно жил и работал в Финляндии. И пусть меня опять же Ягодка поправит - но не в духе Репина было бы рисовать без... ну я не знаю, хоть фотографии какой-то, на которой были бы эти самые красноармейцы изображены, что ли... он очень в этом смысле был всегда человек и художник добросовестный. И в исторических картинах - изучал эпоху, ее костюмы, детали - подробно. А тут... в общем - название не от той картины явно, сама картина плохая, чьим бы именем она ни была подписана... и в недобросовестность Репина я поверю с трудом, а в ошибку аттрибуции - запросто. Его можно любить или не любить как художника - но вот добросовестность его отрицать нельзя.
Будь у меня такие деньги,
Будь у меня такие деньги - я б Репина вообще не стала бы покупать :-)