Это скорее впечатления о серии «Анклавы» в общем, чем об именно последней книге. Так уж вышло.
После того, как я прочла все три книги из цикла "Анклавы", до меня наконец дошло, как надо их читать. Хм, лучше поздно, конечно, чем никогда. Эти книги нельзя читать так, как обычные циклы: переживая за героев, встреченных на страницах книги, следя за ними, пытаясь запомнить все перипетии их судеб, что б интереснее было читать про них дальше... Эти книги не_о_людях. Это книги о мире. Об очень своеобразном мире государств, большей частью подмятых под себя той или иной Религией - Традицией, и островов смешения всего и вся, где властвуют могучие и не очень Корпорации, Анклавов. Книги о глобальных политических процессах, проистекающих в этом мире, о борьбе традиций, о попытках становления новой, возрождения старой, поддержки умирающей (это я про традиционное католичество) традиции. А судьбы людей, кусочки жизней героев, показанных нам – суть лишь иллюстрация этих глобальных процессов. К ним, героям этих книг Вадима Панова, нельзя привязываться, и не за чем думать и ломать себе голову о том, что же случится с ними дальше и с трепетом ожидать продолжения. Панов уделяет героям ровно столько внимания, сколько требуется, что б проиллюстрировать то или иное событие, которое явится очередным кирпичиком в борьбе Традиций. И теперь, после прочтения всех трёх книг, кажется, что главные герои – это вовсе не Чайка, Кирилл, Кауфман (как казалось в первой книге), не Кирилл, Патриция, Матильда, Банум-Урзак… – как начало казаться во второй, и, конечно, вовсе не Вим, 42 и не Каори – хотя им уделено основное внимание в 3-ей книге. Главными героями Пановской эпопеи «Анклавы», как мне кажется, являются Традиции – религиозные течения, враждующие между собой. Причём полноправной Традицией является только та, чьи посвященные адепты могут творить чудеса, обращаясь к своему богу, пользуясь силой, которую даёт им их вера. Словами Урзака «Его (бога) присутствие должно быть наполнено ощущением невероятного, аурой невозможного, которую почувствует даже фанатичный атеист»
Как я уже говорила раньше, в предыдущих отзывах, мир Анклавов - неприятный мир, мне бы не хотелось там жить. Но, безусловно, тенденции, существующие в нашей с вами реальности, Вадим Панов чувствует отлично и мастерски проращивает их ростки, превращая их в совершенно чудовищные, гротескные образования. Но тенденции-то налицо. И это факт, что классические христианские религии (католицизм, православие) слабеют, становятся собранием устаревших, замшелых догм, неспособных возжечь в сердцах масс пламя истинной веры, и люди ищут чего-то нового, более яркого: у нас это многочисленные секты, в мире Анклавов - возникновение новой традиции, Католического Вуду и распространение мусульманства на всю Европу. Впрочем, и в наше время, скажем прямо, в Европе мусульман-то прибавляется и европейцам уже приходится с ними считаться... Что-то будет дальше?
Но в любом случае, такое засилье религии, как в мире Анклавов, вряд ли нам грозит, мне кажется. Хотя бы потому, что существует важнейшее различие: в ТОМ мире каждый простой житель знает, что высшие иерархи Традиций, опираясь на свою веру в бога способны творить чудеса - ну, или магию. Назовите, как хотите. Реальные чудеса, результат которых можно увидеть. И именно это является мощным фактором, заставляющим большинство искренне верить (бог - есть), делая традиции массовыми и способными противостоять скепсису атеистов и рутине жизни. Стало быть, существование бога там - это практически доказанная реальность, раз присутствие бога ощущается миллионами, а его именем творятся чудеса, видимые многими. И именно благодаря этому, способности творить чудеса, в странах, подконтрольных традициям, реальная власть в значительной степени принадлежит именно иерархам Традиций, а не светским властителям.
Что же касается Нейкизма, то, что бы не говорили нейкисты о власти цифры (не помню я уже, богом у них вообще что-то называется?) для того, что бы стать полноправной, не ущербной Традицией, им не хватает той самой мистической составляющей, что является основой любой религии и отличает её от простого философского учения: присутствия Бога, ощущаемого даже атеистами. Того, что порождает веру, способную творить чудеса.
Как показало столкновение нейкистов с представителями Католического Вуду, у них этого нет, и против настоящих иерархов, они, даже обколотые синдином и вооруженные раллерами с поплавками они никто и ничто.
Более того, таковая мистическая составляющая, которая не может быть поверена цифрой, противоречит основам нейкизма, как я понимаю. Так что, традицией Нейкизму не стать. Тем более, что и синдин, без которого не будет "высших иерархов" нейкизма, а будут просто машинисты, аналогичные обычной, рядовой пастве любой религии, как выяснилось в конце, является чуть ли не продуктом жизнедеятельности высших иерархов Мутабор. Про который, как про ещё одну Традицию, не массовую, но весьма могучую, очень хотелось бы почитать в следующей части цикла "Анклавы".

Резюме. Отличное продолжение великолепного цикла. Который по стилю давно перестал быть просто киберпанком, чем казался вначале, а стал весьма глубокой, мистико-философской фантастикой, с весьма насыщенным сюжетом с элементами боевика и даже детектива.
Категория