Когда мне бросилась в глаза новая книга Бушкова "Колдунья", стоящая на витрине, мне подумалось: как замечательно, что Бушков опять написал роман в стиле фэнтези! Ведь его цикл про Сварога показался мне очень увлекательным и вполне прилично написанным (я имею в виду только те книги, что относятся к событиям на Таларе). Что ж, если бы меня привлекала раздача личных премий в конце года, этому роману было бы безоговорочно присуждено звание "Разочарования года".

Роман хорошо написан. Правда, хорошо. Однако вот что касается колорита... Все эти фразы и речевые обороты, призванные подчеркнуть, что перед нами дворяне позапрошлого века, а не наши современники... Стиль эпохи (а действие происходит в 19-ом веке, в России с альтернативной историей), насколько могу судить я, как полнейший дилетант, соблюдён достаточно, чтобы погружение читателя успешно состоялось. Но вот неприятность - стиль этот настолько полно копирует бушковский же стиль "Рыцаря из ниоткуда" и "Летающих островов", что у читателя закрадываются смутные подозрения о том, что "это жжжж - неспроста". В смысле, может и там и там такой стиль помогает сформировать правильное с точки зрения автора представление о духе эпохи, но беда в том, что это больше похоже на то, будто автор по-другому писать-то и не умеет. Фэнтези. Впрочем, те немногие книги про Пиранью, которые были мною прочитаны, тоже сохраняли все "любимые" фразы автора в неприкосновенности. Но там их было поменьше и встречались они пореже, да. А тут 19-й век, куртуазное обхождение, и Бушков развернулся во всю ширь.

Впрочем, если бы роман "Колдунья" напоминал предыдущие опыты автора в стиле фэнтези только характерными речевыми оборотами, к этому можно было бы привыкнуть и быстро (или не очень) перестать обращать внимание. Ибо роман хоть и пустенький, ни-о-чём, но сиюминутные события описаны увлекательно и временами читателя даже посещает желание узнать, а что же будет дальше. Если бы. Тогда этот роман не воспринимался бы мною как разочарование года.

Однако по мере знакомства с главной героиней (провинциальная дворяночка с неопределённым положением в опекающей её семье, получившая "в дар" колдовскую силу) мы всё чётче, всё уверенней узнаём в ней... Да, вы не ошиблись. Именно милорда Сварога собственной персоной. С поправкой на то, что его личность, сохранив характер, склонность к авантюрам, целеполагание и стиль речи (в полном объёме, да-да), волшебным образом переместилась в тело молоденькой девушки, как раз переживающей период гиперсексуальности. Нет, я не буду рассуждать о мери-сью. Скажу лишь, что было безумно странно наблюдать за юной героиней, разговаривающей точно как майор С. Сварог, обладающей такой же логикой и ведущей себя примерно так же. И это очень, очень мешало воспринимать роман непредвзято.

Да и сам роман...

Перед нами альтернативная история с точкой развилки в Аустерлицком сражении, в котором Наполеон вовсе не победил, а был смертельно ранен, и армия его разгромлена. Эпоха А.С. Пушкина, который тут вовсе не является декабристом, а напротив, служит по департаменту "контрразведки". И весьма ценится там. *уже можно смеяться*

Это, фактически, роман одного героя… в смысле, героини. Все остальные - статисты, картонные марионетки. Наша героиня, имевшая "внеземное", таинственное происхождение (вам это пока ничего не напоминает? *тонкий намёк на появление Сварога на Таларе - только вот Ольга появилась на Земле младенцем*) получила в дар от умирающего колдуна силу. Угу, ровно как и Сварог - моментальный апгрейд в начале романа и никакого прогресса и совершенствования в дальнейшем по ходу действия. Вместо учёбы и "профессионального роста" происходит лишь тестирование своих вновь обретённых умений в стиле "Это я могу, и это тоже могу - ну надо же! А вот это - не могу, не умею, какая досада!" - в точности так же, как в "Рыцаре из ниоткуда".

Получив силу, девица немедленно вляпалась в самое сердце заговора мистической нечисти, ИНЫХ (ага, Бушков не стал выдумывать ничего нового и всех их скопом называет "иными"), имевшего целью свержение царя. Подслушала случайно - бывает. И благородно решила, что хоть все ведьмы, маги, колдуны и прочая нечисть служат злу и собственным амбициям - ОНА будет делать добро. И вот на протяжении всего романа она вяло пытается предотвратить заговор, отвлекаясь на амурные дела и слегка конфликтуя с остальными носителями мистической силы, потому что делает добро... Так, по мелочи – пока все её добрые дела ограничились тем, что она спасла двух девиц – одну от вампира, другую от насильника-Иного. Ей, понятное дело, никто не верит, а она не может открыть сверхъестественный источник своих знаний, ибо никто не поверит тем более... Потому что никто не верит в просвещённом Петербурге в ведьм, колдунов и прочих вампиров. Хотя, по роману, в одном Петербурге этих Иных как собак нерезаных, и хотя они тщательно скрываются, но, тем не менее, не ограничивают себя в "шалостях", в отличие от Иных Лукьяненко – а, стало быть, их проявления не могут быть не видны не-иным. Ну, хоть укусы вампира… Это к вопросу о нестыковках.

Да-с. Никто не поверит - да она, зная это, и не пытается рассказать о заговоре почти никому. А в час «икс» сама, лихим кавалеристским наскоком (и нечего смеяться - в прямом смысле лихим и кавалеристским) спасает государя от убийцы-смертника, а потом смывается под шумок. Вуаля. Продолжение следует. "Ожидайте вскоре Колдунью-2" - как было написано в конце книги.

И боюсь я, что эти её приключения не будут иметь логического конца. Ровно так, как осталась незаконченной эпопея про Сварога.

Резюме. Тем, кто читал бушковский цикл про Сварога - читать категорически не рекомендую. Тем, кто не читал - прочесть можно, но не рассчитывайте на многое, чтоб потом не разочаровываться. Лучше прочтите "Рыцаря из ниоткуда" - получите больше удовольствия.

Категория "Слив засчитан".