Я сплю и вижу сон. Во сне мне снится Город... Он точная копия Москвы, города, в котором я живу... ну, какие-то различия есть... отдаленное сходство присутствует... это абсолютно другой город. Так вам будут описывать Город те, кто видит его во сне - его гости, жители, населяющие его. Все описания правильны - просто этот Город, снящийся части жителей Москвы, существует на нескольких уровнях реальности. Он един, но на разных слоях реальности - разный. Его населяют те, кто развлекается и работает в нем, пока его тело спит в Москве, а так же те, кому уже некуда просыпаться возвращаться. Те, чье человеческое тело, там, в нашей реальности, умерло - но кто обрел почти вечную жизнь в Городе, став тем, кем всегда мечтал быть - существом из мира фантастики и фэнтези, "тенником", которому подвластна магия. А еще в городе есть смотрители, люди, часть ресурса мозга которых город использует для поддержания себя. Хранители города - его водопроводчики, сисадмины и спасатели в одном семи лицах. И все было бы хорошо, но в городе появилась Белая Дева (угу, я сначала тоже опасалась очередного чЁрного властелина - нет это совсем другое.) желающая переделать этот Город-мир под себя и быть в нем Законом, карающим мечом. Ну... дальше все просто - смотритель (один из семи) с помощником пытаются сначала понять - что же происходит в Городе, в чем причина неправильности, а потом, поняв, пытаются её, неправильность, Белую Деву, поймать и обезвредить. И убивают в конце концов.

Казалось бы, тривиальный сюжет - ловля "хорошими" "плохого" и хеппи энд... Но тут все дело в деталях и нюансах.



Во-первых, сама идея такого мира - где сон становится не просто явью, но и единственной реальностью (в частности для тех, кто убегает из нашей реальности методом самоубийства) очень занятна и нетривиальна. Кроме всего прочего - события, происходящие в Городе, так или иначе влияют на то, что происходит в Москве. Фактически получается, что смотрители, занятые помощью Городу и его жителям, являются виртуальными ангелами-хранителями реальной Москвы.

И, прочтя книгу, мне хочется посмотреть недоумевающе на всех, кто сравнивал её с Дозорами и Тайным Городом, и спросить "господа, вы на все смотрите так же поверхностно?". В книге нет ничего общего с этими "вселенными". Ничего, кроме тенников - именно их сочли (насколько я понимаю) аналогом жителей ТГ и Иных. Т.е. ничего, кроме незначительной части антуража - да и то, на поверхностный взгляд. Ибо тенники - это те же люди в прошлом, причем обычно - подростки. Люди, которые так сильно мечтали стать героями фэнтези - обрести магию, что видя сны о Городе, осознавали себя в нем кем угодно - от вампиров до черт-знает-чего, только не людьми. А умерев, остались жить в нем теми, кем мечталось... ну, почти: Город вносит свои коррективы.



Во-вторых, идея того, что события, происходящие в городе, отражаются на реальной Москве и её жителях. То есть, в какой-то мере, каждый человек, видящий сон о Городе и что-то делающий в нем, минимально влияет и на свою реальную жизнь в Москве. А уж влияние Смотрителей, корректирующих и разрешающих проблемы в Городе, на реальную жизнь в Москве - даже не обсуждается. Оно просто есть и оно велико. И, кстати, если уж сравнивать эту книгу с книгами других писателей... То идея-то как раз очень похожа на ту, что реализована у Дяченок в "Пещере". Помните? Всем жителям снится ночью огромная пещера и они - звери в ней. Жертвы и хищники. А есть и "смотрители" (господа с кнутами). И сны влияют на жизнь реальную и умерший во сне - не проснётся наяву. Кстати - в этом коренное отличие: Город Татьяны гораздо милосерднее Пещеры Дяченок. У Татьяны умершие во сне о Городе просыпаются после особенно яркого кошмара в своей постели в Москве - и по новой. У Дяченок - людям снятся сны, влияющие на их жизнь; у Татьяны Апраксиной - Городу снятся сны, влияющие на жизнь связанного с ним города Москвы.

Впрочем, я ни в коей мере не пытаюсь обвинить автора в плагиате у мэтров: различий больше чем сходства, к тому же, "идеи носятся в воздухе".



В-третьих, меня очень повеселил собирательный образ "Белой Девы" - молодого талантливого автора фанатичной графоманши, уверенной, что её сны о Городе - это её фантазия и заслуга, не понятой критиками и коллегами по цеху, мечтавшей о славе и признании, а получившей пренебрежение и отказ в печати, а вместо сочувствия - жесткую критику. Покончившей счеты с жизнью и оказавшейся (на правах смотрителей и тенников) в Городе - как в единственной теперь для неё реальности. И тут же начавшей переделывать Город под себя (благо Силы были), будучи уверенной в том - что это её Город, тот, который придумала она в своей так и не изданной книге. Пожелавшей стать в Городе всем - правительницей, Законом, карающим несогласных мечом. Кстати! Очень тонко подмечено: непризнаваемые "гении" весьма часто бывают агрессивными. И в результате она чуть не разрушает Город, переделывая его по своему усмотрению... а жертвы среди людей и тенников (умирающих конечной смертью) никто - а уж она то в первую голову - не считал.



Собственно, книга о долге, о том, что иногда приходится жертвовать жизнью, единственной и неповторимой, во имя жизни других, тех, которых и не видел никогда. О дружбе и взаимопомощи, о любви и доверии. Хорошая, интересная и увлекательная книга.



И легко читаемая - что несомненный плюс. Простой, добротный стиль изложения. Хороший язык. И прекрасно описанные герои. Причем, как главные (Кира и Тэри), так и второстепенные. Впрочем, пропасть между главными и второстепенными - слишком велика, а внимание автора сосредоточено в основном на этой паре. Дивной парочке, прямо скажем и очень симпатичной.



Единственный минус, который могу и хочу отметить (да и то - он может и не показаться минусом другому читателю) - это слишком уж слащавая концовка. Я всегда была уверена, что обожаю хорошие завершения романов: главные герои живы, любовь случилась и устояла, в общем, после бури - затишье, благодать и всеобщее счастье.

Но тут мне показалось, что Татьяна слишком уж пересластила концовку. Пересластила, в результате чего поменялся стиль книги. Мне сложно объяснить свои ощущения. Попробую с помощью образов.

Если все повествование напоминает сон - иногда хороший, иногда эротичный, иногда страшный, иногда фантасмагоричный - но всегда сон, то в конце действие становится полностью карамельно-сказочным. И абсолютно предсказуемым. И скучным. Меняется тональность. Ведь во сне, когда вовсю задействовано подсознание, так просто не бывает (всем понятно, что это личное мнение и ощущение?) - всегда в самый сладкий момент случится какой-нибудь особо злобный или коварный выверт этого самого подсознания. А тут - книга из рваного, переменчивого сна превращается по хотению автора - в сладкую грёзу. В общем, конец, по-моему, слегка смазан.



Резюме. Мне - понравилось. И я с удовольствием прочту другие книги того же автора.