Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это - фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек - крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.



картинка



Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются древние символы.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб".



картинка



В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб -"репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8-ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура.



картинка



По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. К старинным русским швам относятся : роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.



Их очень много, разных и напоминающих друг друга, но я хочу остановиться только на тех, которые нравятся мне - они такие, не аляповатые, строгие и красивые.



Крестецкая вышивка, крестецкая белая строчка, вид русского народного шитья. Назван по поселку Крестцы — центру вышивального промысла, возникновение которого восходит к 60-м гг. 19 в. Крестецкая вышивка выполняется переплетениями ниток главным образом по сетке, образуемой частичным выдёргиванием нитей ткани (льна, хлопка, шёлка). Для неё характерны строгие композиции ажурных и плотных геометрических орнаментальных форм (кружки, звёзды, квадраты) на сквозном фоне, отличающихся чёткостью рисунка, что достигается плотным перевиванием нитей основы катушечными нитками.



картинка



большая картинка, элемент вышивки вблизи



большая картинка, два платья с вышивкой



Горьковский гипюр

Строчевышивальный промысел на территории Нижегородской области зародился в конце XIX века. Долгое время мастерицы работали на скупщиков, которые были связаны с магазинами Петербурга и Москвы. Изделия оформлялись белой строчкой с простым узором "пшенцо", "мушка" и др. С начала XX века стали применяться "гипюр" и "японская строчка".



картинка



Родиной техники "гипюр", ручной строчки "по выдергу", является посёлок Катунки. Эта техника культивировалась здесь с конца XVIII века, ею было занято все женское население и дети.

Горьковские гипюры - это белая ажурная вышивка. От крестецкой строчки отличается большей ажурностью. В узорах преобладают геометрические фигуры в виде ромбов, но углы их слегка скруглены (их называют "розетками", "цветками"). Геометрические фигуры сочетаются с растительными мотивами - ветками ягод, листьями и т. п.



картинка



Своеобразием горьковских гипюров являются длинные стежки, выполненные мягкими белыми нитками. При вышивке на машине их настрачивают сновками по диагонали одной-двух клеток, образуя удлиненные формы. Технология вышивки, разработанная еще в XVII веке и ставшая традиционной, рассчитана только на ручную работу.



Мстёрская вышивка, вид русского народного шитья, сложившийся в посёлке Мстёра. Различают мстёрскую вышивку белой гладью (плотно прилегающими друг к другу стежками, располагающимися по обеим сторонам ткани; возникла в середине 19 в.) и владимирским швом (вид односторонней глади; распространился главным образом в советское время). Для мстёрской вышивки, выполняемой белой тонкой гладью по батисту, характерны изящные мелкие узоры (в виде бутонов и гирлянд цветов), нередко на сквозном строчном фоне, а для мстёрской вышивки, выполняемой цветным владимирским швом, — крупные узоры (растительные, часто включающие изображения птиц), в расцветке которых преобладали красноватые тона.



картинка



картинка



Кадомский вениз

При Петре Первом был издан указ "Как пушки научились отливать сами и парусину ткать в Хамовниках, так и кружева приказано плести не хуже венецианских в Кадоме."

Во исполнение царской воли в Кадомский женский монастырь привезли нескольких монахинь из Венеции и они стали обучать монахинь и местных женщин плести иглой сказочные узоры. Такова легенда о возникновении кадомского вениза - уникальной игольчатой вышивки белым по белому, только в названии которой угадывается имя далекой столицы дожей - Венеции.



картинка, панно вышитое венизом



Вениз начал развиваться почти три века назад как кустарный промысел, таковым и оставался до самой революции.

В советское время многое было утрачено, ибо продукция кадомских мастериц всегда была предназначена для людей обеспеченных, относилась к предметам роскоши. И никак не хотела приспосабливаться к неприхотливому советскому быту. Надобность в кружевных изделиях, выполненных в технике вениза, надолго отпала.



картинка



К концу 70-х годов опомнились наконец и занялись возрождением вениза. Сейчас работы кадомских мастериц пользуются неизменным успехом. Скатерти, панно, салфетки, полотенца и другие изделия неоднократно демонстрировались на международных и российских выставках и отмечались наградами.



картинка



Использованы материалы со следующих сайтов:

здесь ссылки