Жостовские подносы
Жостовская роспись, народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел возник в начале 19 в., главным образом под влиянием
уральской цветочной росписи по металлу. Возникновение его связывают с "Заведением братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существовавшим с 1825 г.".
дальше много буковок и очень много маленьких картинок - потому что это очень красиво и сложно выбрать Дальнейшее развитие Ж. р. стилистически взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и Федоскинской миниатюры. Жостовская роспись — живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклёвки) и масляного лака, обычно чёрного. Роспись ведётся в несколько последовательных приёмов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого («долгого») мазка. Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска. Борта подносов расписывают лёгким «золотым» орнаментом (т. н. уборка).
Обаяние искусства Жостова - в искренности и непосредственности содержания, выразительности художественных приемов. Для жостовских мастеров характерно умение находить удачное цветовое решение и точные средства декоративного языка для отображения природы, успешно сочетать отдельные детали живописи друг с другом и роспись подноса с его формой.
Основной мотив Жостовской росписи — цветочный букет — прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объёмно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения. Мастера используют натюрморты, пейзажи, образы сказочных персонажей и, конечно, русской тройки. Однако визитной карточкой жостовской росписи остается букет.
Реально существующие и рожденные фантазией художника цветы собираются в букеты или располагаются венками и гирляндами на черном лаковом, цветном металлизированном или перламутровом фоне. Роспись создается как блестящая импровизация на цветочные мотивы, поэтому повтор или стандартизация исключаются.
Кстати, росписные деревянные шкатулки Жестово тоже производит
Уральские подносы
Подносный промысел на Урале возник в середине XVIII века в Нижнем Тагиле. Тагильские подносы обладали ярко выраженными особенностями как формы изделий (прямоугольные, круглые, овальные, фестончатые, гитаровидные, треугольные, скатертные и др.), так и художественного решения. Традиции уральской росписи по лакированному железу развивались в двух основных руслах: так называемая картинная живопись на подносах рубежа XVIII-XIX веков и 1-ой половины XIX века и цветочная роспись, родственная сибирской и уральской росписи сундуков, туесов, прялок и прочих предметов крестьянского обихода.
первая четверть 19 века
Основоположником лакового дела на Урале считается А. С. Худояров. Он изобрел в 60-х годах XVIII века знаменитый "хрустальный" лак, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Для росписи подносов-картин сюжетами служили исторические, аллегорические, ландшафтные мотивы.
Подносы-картины середины XIX века были вытеснены настольными, утилитарными подносами с народной цветочной росписью.
Характерным является такое расположение рисунка на подносе, в котором преобладают вертикально ориентированные букеты с изображением крупных цветов и фруктов, как бы растущих из вазонов. Гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета, а также «золотые» орнаменты. Фон - необычный - цветной или «под черепашку», «под малахит».
Использовалась информация со следующих ресурсов:
http://www.9g9.ru/
http://www.zhostovo.ru/history.htm - большинство картинок оттуда же.
http://www.aimak.ru/podnos.html
http://text.uuu.ru/antik/BT/20040129124506BT.html
http://www.demidoff-souvenir.ru/index_r/index.html